Мектеп атауы |
|
Наименование школы |
Жоба
«Ата-аналарды педагогикалық қолдау орталығы»
жұмысын ұйымдастыру,
қызметін жүзеге асыру туралы
Қазақстан Республикасы Оқу-ағарту министрінің төрағалығымен өткен кеңестің 2023 жылғы 4 қыркүйектегі №28 хаттамасының 2.4 тармағын, «2023-2024 оқу жылында Қазақстан Республикасының орта білім беру ұйымдарындағы оқу-тәрбие процесінің ерекшеліктері туралы» әдістемелік нұсқау хатын, облыстық не қалалық білім басқармасының __________ бұйрығынбасшылыққа ала отырып, БҰЙЫРАМЫН:
7. Педагогтерге ата-аналарға арналған сабақ бағдарламасының вариативті компонентінің әзірлемесін құрастыруға әдістемелік қолдау көрсету директордың әдістемелік ісі жөніндегі орынбасары ______________жүктелсін.
8. Орталықтың жұмысының мақсаты мен міндеттері туралы түсіндірме жұмыстарын жүргізу, ата-аналардың қатысуын қамтамасыз ету, ата-аналар жиналыстарында Орталық жұмысының тәжірибесімен таныстыру сынып жетекшілерге, Орталықтың жұмыс тобына жүктелсін.
9. Орталық қызметі туралы БАҚ мен әлеуметтік желілерде, мектеп сайтында жариялансын, бірлескен табысты тәжірибе таратылып,Орталық қызметіне мектептің өзін-өзі басқару ұйымы, қоғамдық ұйымдар мен мектептің Қамқоршылық кеңесі, әлеуметтік серіктестер мен демеушілер тартылсын.
10. Мектеп әкімшілігі мен педагогикалық ұжым ата-аналардың облыстық, республикалық форумында тәжірибе таратуға және Орталық қызметінің нәтижелігін арттыру бойынша жұмыстарға белсене қатыссын.
11. Осы бұйрықтың орындалуын бақылау өзіме қалдырылсын.
Қосымша1 парақ:
Біліктілікті арттыру курстарынан өткен және шығармашыл педагогтер арасынан Орталық қызметін қамтамасыз ететін жұмыс тобының құрамы
Мектеп директоры қолы Қолтаңбаның толық жазылуы
УтвержденыРешением Научно-Методического Совета НАО «Национальный институт гармоничного развития человека»
Протокол № 3
«15 » августа 2023 года
Методическиерекомендации
по педагогической поддержке родителей
в воспитании и развитии детей в организациях среднего образования
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации по педагогической поддержке родителей или законных представителей (далее – родители) в воспитании и развитие детей ворганизациях среднего образования (далее – Методические рекомендации) разработаны в целяхв целях усиления взаимодействия школы с родителями по вопросу обучения и воспитания детей, а также развития позитивной культуры у родителей.
2. Задачи педагогической поддержки родителей:
1) организация системной педагогической поддержки родителейдля развития педагогической культуры, психолого-педагогических и социальных компетенций родителей для обеспечения благополучия детей;
2) укрепление взаимодействия между организацией среднегообразования и семьей в воспитании и развитии детей;
3) повышение ответственности родителей за воспитание и развитие детей.
Глава 2. Порядокорганизации педагогической поддержки родителей
в воспитании и развитии детей
3. Организация деятельности по педагогической поддержке родителей в организациях среднего образованияосуществляется Центромпедагогической поддержки родителей (далее – Центр), в следующем порядке:
1) издание приказа руководителем организации среднегообразования об организации педагогической поддержки родителей в воспитании и развитии детей;
2) организацию деятельности Центра осуществляет заместитель руководителя по воспитательной работе, который:
-обеспечивает новые формы школьно-родительских отношений, полное взаимодействие школы и семьи;
-осуществляет планирование и контроль деятельности классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и педагогов дополнительного образования по реализации новых форм школьно-родительских отношений и полного взаимодействия школы и семьи;
-при планировании новых форм школьно-родительских отношенийруководствуется рекомендуемой программой занятий для родителей (далее – программа), изложенной в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям;
-составляет расписание занятий в соответствии с рекомендуемой программой на учебный год;
3) педагогическую поддержку для родителей осуществляют классные руководители, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, прошедшие обучение по образовательной программе курса повышения квалификации «Научно-методические основы психолого-педагогического просвещения родителей»;
4) c учетом запросародителей допускается самостоятельное определение тем занятий в объеме до 30% от рекомендуемой программы.
5) не допускается включение в программу занятий для родителей тематик, запрещенных законодательством Республики Казахстан, направленной на пропаганду насилия, сексуальных извращений, иных явлений, разрушающих традиционные семейные ценности.
4. Для практической реализации деятельности Центра организациям среднего образования рекомендуется:
1) изучать потребности родителей по психолого-педагогической поддержкепутем анкетирования, интервью или опроса;
2) проводить информирование родителей о педагогической поддержке, составлять списки участников занятий;
3) организовывать обучение педагогов, осуществляющих педагогическую поддержку родителей;
4) проводить мониторинг проводимой работы по педагогической поддержке родителей;
5) проводить один раз в год анкетирование по выявлению уровня удовлетворенности родителей педагогической поддержкой;
6) освещать проводимыемероприятия в средствах массовой информации и социальных сетях.
5. При наличии интернет-ресурса организациямсреднего образования предлагаетсясоздатьраздел «Центр педагогической поддержки родителей», где размещаются:
1) информация о работе по педагогической поддержке родителей;
2) расписание занятий;
3) методический материал в помощь родителям;
4) ссылка на цифровую платформу «Центр педагогической поддержки родителей».
Глава 3. Содержание педагогической поддержки родителей в воспитании и развитии детей, формы занятий и социального партнерства
6. Содержание занятий базируется на основе «Единой программы воспитания» в организациях среднего образованияи национальных ценностях в контексте благополучия детей в соответствии с возрастными особенностями детей.
7. Педагогическая поддержкаосуществляетсяна основе программы занятий для родителей учащихся с 1 по 11 классы;
8. Установочные встречис родителями, ознакомление с содержанием программы занятий проводятся до 15 сентября.
9. Программа педагогической поддержки включает восемь занятий в год.
10. Занятия могут проводиться вонлайн и офлайн режиме, с применением разнообразных форм(семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, дискуссии, обсуждения), в том числе с применением цифровых ресурсов.
11. Для педагогической поддержки родителей дополнительно предлагаются следующие мероприятия: клуб «Даналық мектебі», родительские чтения, конференции,дни открытых дверей,родительские недели, форумы, творческие, спортивные, культурные мероприятия с участием родителей и детей, например,марафоны, ярмарки, выставки, концерты, театральные постановки походы, экскурсии и акции.
12. Для поддержки и взаимодействия с родителями рекомендуется использовать цифровую платформу«Центр педагогической поддержки родителей», которая содержит тематическую информацию по разделам: программы занятий, видео-лекции, видео-рекомендации, видео-ситуации, интервью, тематические вебинары, электронный каталог ресурсов, советы психолога, тесты, анкеты, памятки, инструкции, чек-листы, постеры.
Глава 4. Координация деятельности Центра
13. Управлениям образования области и городов республиканского значениярекомендуется:
1) координировать деятельностьпо педагогической поддержке родителей;
2) определить ответственного специалиста за организацию деятельности Центров в организациях среднего образования;
3) обеспечить взаимодействие между органами управления образования района (города областного значения), учебно-методическими центрами, организациями образованиями;
4) проводитьмониторинг деятельности по педагогической поддержке родителей;
5) предоставлять информацию о проводимой работе в Министерство просвещения Республики Казахстан;
6) освещать деятельностьпо педагогической поддержке родителей в средствах массовой информации и социальных сетях.
14. Отделам образования районов игородоврекомендуется:
1) оказывать содействие организациям среднего образования в реализации деятельности Центров;
2) определить ответственного специалиста за организацию деятельности Центров в организациях среднегообразования;
3) предоставлять информацию о проводимой работе в управления образования области;
4) освещать деятельность по педагогической поддержке родителей в средствах массовой информации и социальных сетях.
___________________________
Утверждаю:
и.о.директора школы:
Абылкасов Д.М.
Расписание занятий ЦППР
КГУ « Основная средняя школа с.Савинка»
на 2023-2024 уч.г.
(1-4кл)
№ |
Мероприятия |
Ответственные |
1 |
Отбасы- бықытбесігі Проект жизни родителей –счастливый человек |
Зам.по УВР психолог |
2 |
Білімдігедүниежарық.Радость познания: как помочь ребенку учиться с удовольствием |
Зам.по УВР психолог |
3 |
Әрбір бала жарық жүлдыз. Каждый ребенок уникален: как его раскрыть. |
Зам.по УВР |
4 |
Баланы жастан...Как развить смекалку и эрудицию ребенка |
Зам.по УВР |
5 |
Құмаройындары тәуелділікқақпаны.Как преодолеть зависимость детей о компьютерных игр. |
Зам.по УВР психолог |
6 |
Сенім арту жетістіккепілі. Как поддержать ребенка в сложной ситуации. |
Зам.по УВР |
7 |
Әкенікөріпұлөсер, шешенікөріпқыфзөсер. Воспитание личным примером |
психолог |
8 |
Тәліммененөрілгенбіздіңдәстүр. Традиции как основа семейного лагополучия. |
Зам.по УВР |
(5-9кл)
№ |
Мероприятия |
Ответственные |
1 |
Баланың бас ұстазы- ата- ана. Позитивное родительство: слушать, слышать, быть услышанным. |
Зам.по УВР психолог |
2 |
Ақылайтпа жолкөрсет.Новые условия обучения: как ребенку пройти адаптацию. |
Зам.по УВР психолог |
3 |
Балаға үйрету: ақыланды мейірімге орап бер.Как найти ключ к своему ребенку |
Зам.по УВР |
4 |
Бұлақ көрсең, көзін аш.Растим творческую личность. |
Зам.по УВР |
5 |
Ақпараттан ақ- қараны ажырату өнері. Ребенок в интернете: как найти золотую середину. |
Зам.по УВР психолог |
6 |
«Әр нәрсенің өлшемі бар...» Как удержать баланс между «надо» и « хочу» |
Зам.по УВР |
7 |
Жасөспірімдермен қарым -қатынас құпиялары.Особенности взаимоотношений подростков. |
психолог |
8 |
Отбасықұндылығы- сарқылмасқазына.Ценности как основа счемейного счастья. |
Зам.по УВР |
Приложение 1 к Методическимрекомендациям
по педагогической поддержке родителей
в воспитании и развитии детей
в организациях среднего образования
Программы педагогической поддержки родителей
№ |
Тема |
Содержание |
||
Программапедагогической поддержки родителей учащихся 1-4 классов
|
||||
|
Отбасы - бақытбесігі Проект жизни родителей – счастливый человек |
1. Благополучие ребенка как основа его счастливой жизни. 2. Ответственность родителей за благополучие ребенка. 3. Возрастные и социальные особенности младших школьников. 4. Как создать благоприятный климат в семье: родительское внимание, поддержка, позитивное общение, взаимопонимание, доверительные взаимоотношения. 5. Методы семейного воспитания на основе общечеловеческих и национальных ценностей |
||
|
Білімдігедүниежарық. Радость познания: как помочь ребенку учиться с удовольствием
|
1. Важность адаптации ребенка к школе для развития его личности (физиологическая, психологическая и социальная). 2. Диагностика уровня развития когнитивных способностей ребенка и школьной адаптации. 3. Приемы развития памяти, внимания, мышления и коммуникации у ребенка в национальной культуре. 4. Домашние задания: помогать или не помогать? 5. Взаимодействие семьи и школы для повышения мотивации обучения детей. |
||
|
Әрбір бала – жарық жұлдыз. Каждый ребенок уникален: как его раскрыть |
1. Воспитание волевых качеств и характера в традициях национальной культуры. 2. Влияние темперамента на учебную деятельность, поведение и общение. Баланың жақсысы-сүйініш, жаманы-күйініш. 3. Как раскрыть уникальность ребенка в соответсвии с его темпераментом. 4. Взаимодействие семьи и школы в раскрытии уникальности каждого ребенка.
|
||
|
Баланы жастан... Как развить смекалку и эрудицию у ребенка |
1. Игры как средство развития детей. 2. Интеллектуальные игры и их влияние на развитие у детей смекалки и эрудиции. 3. Национальные и семейные интеллектуальные игры для детей и родителей. 4. Взаимодействие семьи и школы по развитию смекалки и эрудиции у ребенка. |
||
|
Құмаройындары – тәуелділікқақпаны. Как преодолеть зависимость детей от компьютерных игр. |
1. О влиянии компьютерных игр на психику ребенка. 2. Соблюдение режима пользования интернетом. 3. Жақсыдан үйрен, жаманнан жирен. Как защитить ребенка от игровой зависимости. 4. Альтернатива компьютерным играм: спорт, активные игры, творчество, чтение, прогулки, театр. |
||
|
Сенім арту - жетістіккепілі Как поддержать ребенка в сложной ситуации |
1. Сложные ситуации в жизни ребенка. 2. Агрессия, ложь, истерика и другие проявления ребенка в сложных ситуациях.Әдептілік, ар-ұят – адамдықтың белгісі.Тұрпайы мінез, жат қылық – надандықтың белгісі. 3. Распознавание и понимание состояния ребенка в сложной ситуации. 4. Эффективные способы поддержки ребенка в сложных ситуациях. 5. Опора на сильные стороны ребенка в разрешении ситуации. |
||
|
Әкенікөріпұлөсер, шешенікөріпқызөсер Воспитание личным примером |
1. Польза совместного времяпрепровождения взрослых и детей в семье. 2. Качества характера родителя, которые важно транслировать в повседневной жизни. 3. Привитие полезных привычек. 4. Держать свое слово и выполнять обещания – важный жизненный принцип родителей. 5. Балапан ұядан не көрсе, ұшқанда соны іледі. |
||
|
Тәліммененөрілгенбіздіңдәстүр Традиции как основа семейного благополучия |
1. Актуальность семейных традиций. Семейные традиции как укрепление взаимоотношений в семье, проявление любви и доверительного общения. 2. Тәрбие тәлімнен. Тату үйдің тамағы тәтті. Семейные традиции и хобби, способствующие единению семьи. 3. Обучение основам создания семейных традиций: практические приемы. 4. Взаимодействие школы и родителей в соблюдении семейных традиций, проявление взаимного уважения и культивирование школьных традиций. 5. Преемственность национальных и семейных традиций. |
||
Программапедагогической поддержки родителей учащихся 5-9 классов
|
||||
|
Баланың бас ұстазы – ата-ана. Позитивное родительство: слушать, слышать, быть услышанным
|
1. Возрастные и социальные особенности подростков. 2. Воспитание как позитивное воздействие на подростка, а не исправление ошибок, недостатков и отклонений. 3. Особенности позитивного родительства: преобладание положительных эмоций над отрицательными, позитивное настроение; сосредоточение на достоинствах подростка, развитие сильных и позитивных черт характера. 4. Принципы и правила позитивного родительства. Национальные истоки позитивного родительства. 5. Удовлетворенность и психологическое благополучие как результат позитивного родительства. |
||
|
Ақылайтпа, жолкөрсет. Новые условия обучения: как ребенку пройти адаптацию |
|
||
|
Балаға үйрету: ақылыңды мейірімге орап бер Как найти ключ к своему ребенку |
1. Мүшелжас. Возрастные кризисы подростка, способы справляться с их проявлениями. 2. Общие интересы родителей и детей как основа их взаимопонимания. 3. Как строить общение с подростком. Конструктивные переговоры. 4. Біркүндікұрыстынқырықкүндікқырсығы бар. Конфликты с подростком и пути их разрешения. 5. Умение прощать как условие сохранения эмоционального контакта между родителем и ребенком. |
||
|
Бұлақ көрсең, көзін аш. Растим творческую личность
|
1. Методы развития творческого мышления подростка в условиях семьи. 2. Учимся придумывать сказки по опорам. 3. Значение национальных детских игр в развитии творчества детей в условиях современной семьи. 4. Повышение эффективности творческих занятий с детьми. 5. Взаимодействие семьи и школы по развитию творческой личности. |
||
|
Ақпараттан ақ-қараны ажырату өнері. Ребенок в интернете: как найти золотую середину
|
1. Интернет и формы активности подростка в сети. 2. Ключевые проблемы, последствия и возможности использования подростком интернета. 3. Алгоритм поведения родителей для защиты подростка от кибербуллинга и опасных источников в интернет-пространстве. 4. «Боларелдіңбаласыбірбірін батыр дер...» Влияние воспитания на поведение подростка в сети. 5. Взаимодействие школы и родителей по обеспечению информационной безопасности подростка. |
||
|
«Әр нәрсенің өлшемі бар...» Как удержать баланс между «надо» и «хочу» |
1. Потребности и желания подростка. 2. Признаки проблемного поведения подростка. 3. Алгоритм работы с негативными эмоциями 4. Ашу тасады, ақылбасады.Способы саморегуляции. 5. Предотвращение правонарушений среди подростков. |
||
|
Жасөспірімдермен қарым-қатынас құпиялары. Особенности взаимоотношений подростков |
1. Дружба – самое важное в жизни подростка. 2. Как дружат современные дети. Подростковые субкультуры. 3. Конфликты между подростками. Буллинг. Әдепсізөскенадамнан, тәртіппенөскен тал жақсы. 4. Стратегии родительского поведения. 5. Национальные ценности «принятие», «уважение», «открытость» как основа построения взаимоотношений между людьми. |
||
|
Отбасықұндылығы - сарқылмасқазына Ценности как основа семейного счастья
|
1. Актуальность применения семейных ценностей. 2. «Көңілкеңболса, үйдіңтарлығыбілінбес»: Гостеприимство как основа семейных ценностей 3. «Добрые родители - Добрый ребенок». Как мы формируем или сохраняем эти ценности в семье, у ребенка? 4. Бабалардәстүрі – ұрпаққаөсиет – обсуждение и применение традиций передающихся из поколения в поколение как ценностная основа семьи. 5. Важность взаимодействия школы и родителей в вопросах сохранения национальных ценностей у подростков. |
||
Программапедагогической поддержки родителей учащихся 10-11 классов
|
||||
|
Боламын деген баланың бетін қақпа, белін бу... Личность как результат саморазвития на основе нравственных ценностей |
1. Возрастные и социальные особенности старшеклассников. 2. Позитивное родительство как поддержка желания и способности старшеклассника самостоятельно выстраивать свою жизнь. 3. Самостоятельная деятельность – главный способ развития личности. Приемы самовоспитания: национальная этика и современность. |
||
|
Көркем мінез – баға жетпес байлық. Эмоциональный интеллект – основа успешной личности
|
|
||
|
Сен жанбасаң лапылдап... Как помочь ребенку найти свое призвание
|
|
||
|
Құмарлыққа бой алдыру – тәуелділік құрдымы Зоны рисков в развитии старшеклассников |
|
||
|
Жақсыдан қашпа, жаманға баспа... Социальные сети и интернет-пространство: безопасное поведение старшеклассников |
|
||
|
Күйзелістен шығар жол Помогаем пережить стресс
|
|
||
|
Сүйіспеншілік – сыйластық кілті Любовь – ключ к взаимопониманию |
|
||
|
Атадан өсиет, анадан қасиет Традиции и ценности семьи: от поколения к поколению
|
|
||
Проект
«О создании Центра педагогической поддержки родителей»
На основании Протокольного решения отчетного совещания Министерства просвещения РК для руководителей управлений образования областей и гг Астаны, Алматы, Шымкент от 04 сентября 2023 г. № 28 пункт 2.4 и Инструктивно-методического письма «Об особенностях учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2023-2024 учебном году», раздел «Особенности нового учебного года», пункт 11 «Укрепление взаимодействия школ с родительской общественностью, создание Центра педагогической поддержки родителей» и приказа Управления образования (областей гг Астаны, Алматы, Шымкента), ПРИКАЗЫВАЮ:
6. Заместителю директора по научно-методической работе ___ФИО_________ осуществлять методическуюподдержку педагогам в разработке содержания вариативного компонента программы просвещения родителей.
7. В рамках деятельности ЦППР организовать работу клуба «Даналық мектебі»
8. Классным руководителям обеспечивать участие родителей в ЦППР, проводить разьяснительную работу с родителями о целях и задачахЦППР, освещать положительный опыт школы на родительских собраниях.
9. Администрации школы осуществлять продвижение в СМИ, социальных сетях и сайте школы деятельность ЦППР, пропагандировать совместный успешный опыт, привлекать школьное самоуправление, Попечительский совет школы, социальных партнеров, спонсоров для активного участия в деятельности ЦППР.
10. Администрации школы и рабочей группе обеспечить завершение деятельности ЦППР итоговым мероприятием (родительским форумом, конференцией родителей, родительскими чтениями и др., участием в областных и республиканском форуме родителей) для обмена опытом и повышения эффективности работы.
11. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Приложение 1 лист:
«Список состава рабочей группы»
Директор школы подпись расшифровка подписи
Ознакомлены