Функциональная грамотность – это тот уровень образованности, который может быть достигнут
учащимися за время обучения в школе и предполагает способность человека решать
стандартные и нестандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и
деятельности на основе приобретенных знаний, то есть социализацию
личности .
На своих уроках прежде всего стремлюсь развивать у детей инициативность,
способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Одним из решений этой задачи является организация исследовательской работы на уроках
и во внеурочное время. Исследовательская работа интересна тем, что она
формирует универсальные учебные действия, применяемые для изучения любой темы и
любого материала по различным предметам. Кроме того, исследовательская работа
значительно увеличивает активность школьников в учебной деятельности.
Опыт моей работы показал, что ученики хотят заниматься исследованиями по физике, но не имеют навыков
исследовательской работы. Необходимо активизировать учебный процесс, искать
пути перехода от пассивного обучения к активному исследовательскому поиску новых знаний.
Знания, добытые своим трудом, гораздо прочнее и глубже. Использование метода исследовательской деятельности на уроках и внеурочной деятельности позволит создать условия для творческой мыслительной
работы учащихся. Автоматически отпадает необходимость необдуманного, неосмысленного
запоминания большого объема учебного материала. Знания учащихся становятся
более прочными, а самое главное — сохраняется интерес к изучению предмета.
Цель моей каждодневной работы - формирование исследовательских умений учеников посредством исследовательской деятельности
учащихся. Для достижения данной цели необходимо решить следующие педагогические
задачи:
1) научить приёмам сопоставления,
доказательства, планирования;
2) научить приёмам обобщения и конкретизации,
3) научить приёмам выдвижения гипотезы,
4) научить приёмам переноса знаний в новую
ситуацию,
5) научить приёмам планирования и постановки
эксперимента.
Эту работу начинаю в самом начале изучения физики,
поэтому ученики старших классов знают структуру исследовательской деятельности,
содержание этапов, правила оформления отчёта по работе. Большая часть учеников научилась чётко формулировать проблему,
выдвигать гипотезу, определять цель и задачи исследования. Исследовательская
деятельность учащихся многогранна и организую ее на любом этапе обучения
физике:
· При изучении физической теории
· При решении задач
· При проведении демонстрационного эксперимента
· При выполнении лабораторных работ
А также провожу:
· Исследования в рассказах
· Исследования дома и на улице
· Исследования практических вопросов
· Исследования с помощью самодельных приборов
· Проектную исследовательскую деятельность учащихся
Моя задача – помочь ученикунайти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои
способности, а может быть и талант. В частности, я на уроках физики ребятам
предлагаю изобретательские, исследовательские задачи, задачи-открытия, задачи с
недостатком и избытком данных.П редлагаю ребятам творческие задания, такие как:
1) определение закономерностей по предложенным фактам;
2) исправление ошибок;
3) сравнение;
4) установление причин явлений;
5)составление плана изучения или исследование системы;
6) решение противоречий и др
Примеры заданий:
1. Пусть каждый ученик вашего класса — молекула, а все
вы вместе - скопление молекул. Что напоминает это скопление — газ, жидкость,
твердое тело? Почему? Покажите, как расположены и ведут себя молекулы в газе, в жидкости, в твердом теле.
2.Представьте, что каждый из Вас – проводник. Создайте
электрическую цепь из последовательно ( параллельно соединенных проводников )
3.Двум рядом сидящим учащимся предлагаю ответить на вопрос: одинаковой ли механической
энергией они обладают? Предлагаю сравнить кинетические и потенциальные
энергии и предложить способ уравнивания энергий.
4.Экспериментальная задача. Найдите вес воздуха в
Вашей комнате, его массу.
5.При изучении темы «Изопроцессы», в частности
рассмотрения изохорного процесса, можно дать такое задание«Как сварить
яйцо, чтобы оно не лопнуло?»
6.Определите скорость написания своего имени.Для развития творческих
способностейпредлагаю качественные задачиисследовательского типа. Суть каждой
задачи заключается в том, что необходимо предсказать, как будет протекать
физическое явление, и ответить на вопрос: почемутак произошло? Например: По улице мимо
школы проехал тяжелый транспортВ окнах задребезжалистёкла. Почему это произошло?
В процессе решения таких задач
прививается навык наблюдательностии умение различатьфизические явления в
природе, быту, технике, а не только в кабинете физики. В задачах такого
типа на обыденных жизненных примерах
хорошо показано применение изучаемогоматериала. Использую и задания из раздела
« Чудеса на кухне ».Хозяйка помыла стаканы
горячейводой и поставилаих вверх дном на пластиковую поверхность стола.Стаканы почему-топоползли
по столу. Объясните это явление.
Еще пример: Допустим,
вы только что приготовили чашечку черного кофе,но до начала занятий осталось еще пять минут. Если вы
хотите принести кофе в класс возможно более горячим, вам следует решить, когда наливать в кофе сливки: сейчас или уже в классе? Когда лучше кластьсахар? Когда и как долго размешивать его? Если вы
не хотите размешивать, то стоит класть в чашку ложку или нет? Имеет ли
значение, какая у вас ложка — пластмассовая или металлическая? Изменился ли бы
ваш ответ, если бы сливки были не белыми, а черными?Зависит ли ответ от цвета
чашки? Попытайтесь подкрепить свои рассуждения хотя бы простейшими расчетами.
Для ответа на вопрос необходимо использовать логическую план-схему, которая
содержит связанные между собой тезисы (предположения), образующие цельныйрассказ.
Схема позволяет учащемуся действовать не
стихийно, а осмысленно, логически.
План-схема логического ответа на вопрос качественной задачи:
·
Я
предполагаю (моя гипотеза, предсказание, что)
·
Я
основываюсь на модели (моя гипотеза, предсказание, что)
·
Рассуждения,
на основе которых выдвинута гипотеза или сделано предсказание.
·
Что
я предлагаю сделать для проверки предположения (идеи, замысла)
·
Мне
необходимы приборы и материалы
·
План
моих действий
Использование таких задач способствует
более глубокому пониманию физики. В процессе их
решения прививается навык наблюдательности и умениеразличать физические
явления в природе, быту, технике, а не
только в кабинетефизики. В задачах такого типа на обыденных жизненных примерах
хорошопоказано применение изучаемого материала.
Например: С давних пор по неведомым причинам предпочтениеотдается чугунным сковородкам перед стальными. Все повара − и профессионалы,
и любители − в один голос клянутся, что в
чугунной поcуде пища прожаривается более равномерно и меньше пригорает.
Есть лиэтому какое-то физическое обоснование?
Почему донышки некоторых форм для пирогов зачернены? Если вы решили сами испечь пирог и хотите, чтобы он поджарился снизу, то вам лучше воспользоваться сковородкой из термостойкого стекла, а не изметалла. Если
же вы располагаете только металлической формой, то вамследует отдать предпочтение зачерненной форме перед
блестящей. Почему?
Теоретически вы, наверное, уже знаете,как ответить на этот вопрос. Но правы ли вы?
Попробуйте проверить на простых опытах.
В задачах поставлен вопрос, ответ на который не содержится в учебнике вготовом виде.
Учащийся должен составить ответ на задачу, синтезируяданные условия
задачи и свои знания по физике. Решение таких задачразвивает смекалку и
сообразительность ребят. В основе заданий такого типалежит метод научного
прогнозирования. В процессе прогнозированиясовершенствуются умения наблюдать и сравнивать,
анализировать исинтезировать, оперировать усвоенными знаниями в измененных
нестандартных ситуациях, доказывать, логически рассуждать, делатьобобщения и выводы практического и теоретического характера.
Большое внимание я уделяю исследовательской деятельности обучающихся, экспериментам, конструированию.До начала изучения темы задаю небольшие домашние заданияэкспериментального характера с предметами, материалами, телами, хорошознакомыми в повседневной жизни.
Например, "Попробуйтепереместить шарик для
настольного тенниса с кухонного подоконникана стол, используя при этом только бокал, и не беря
шарик в руки.Объясните это явление", "Вырастите, кристалл поваренной
соли или медногокупороса. Исследуйте данный процесс", "Попробуйте шариковой
ручкойнаписать записку родителям (письмо другу) на промасленной бумаге. Что
происходит? Почему?", "Пустую пластиковую бутылку, закрытуюкрышкой,
на некоторое время поместите на холод, затем - обратно, в тепло.Понаблюдайте за
происходящим. Объясните это явление".
Часто ребятам предлагаю в домашних условиях изготовить физическийприбор, используя подручные средства. Домашние заданияисследовательского характера позволяют ребятам делать для себя
небольшиеоткрытия, активно использовать свои знания на практике, а
часто,приобретать новые знания, умения и навыки. Обсуждение результатов
домашних экспериментов создаеттворческую атмосферу в группе, включает в работу всех ребят, формирует у
них положительную мотивацию к получению
Дети приходят в школу самые разные: собранные
и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие
и медлительные, неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все
дети без исключения приходят в школу с искренним желанием хорошо учиться. Красивое человеческое желание — хорошо учиться — озаряет весь смысл школьной жизни детей. Нет сильных или слабых — есть заинтересованные. Очень часто даже слабые обладаюторигинальностью идей.Нам, педагогам,надо поддержать, развить человека
в человеке,помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией,так как школа, на мой взгляд, в современном Казахстане является, пожалуй, единственным и очень важным серьёзным источником формирования функциональной грамотности.